?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry


Миф об отсутствии обрядоверия у протестантов.

 

«Обрядоверие — это удел православных и католиков! У нас же, протестантов, одно только служение Духа и Истины!» — слова эти входят в плоть и кровь каждого протестантского неофита.

Кажется, что эти слова когда-то соответствовали действительности. Ведь писал же Тютчев лестные стихи о лютеранском богослужении и богословии «сих голых стен, сей храмины пустой». Увы! Времена меняются!

Уже через полгода посещения баптистской церкви я наизусть выучил молитвы пастора, ключевых проповедников и ЧМБС (часто молящихся бабушек-сестер). Я знал, когда надо сесть, когда встать. Я понимал, что молитвенное служение, это когда молятся еще и после второй проповеди, а на обычных служениях — только после первой и третьей. И всякое отступление от «баптистской литургии» считал жутким «бесчинством».

Уже в середине 90-х у нас появились собственные «молитвословы» — красные книжицы с красивыми молитвами. Впрочем, книжицами этими никто не пользовался, предпочитали свои личные, заученные молитвы.

Помню, как я совершенно серьезно полагал, что некоторая церковь находится в грехе, так как к каноническому тексту молитвы «Отче наш» они добавляли одно слово. В Синодальном переводе Библии молитва эта кончается словами «… вовеки. Аминь», а в той церкви молились: «… во веки веков. Аминь».

Ко всему этому можно было бы отнестись, как к милым «перегибам на местах», если бы не один обряд, которому, по сути, долгое время придавался статус чуть ли не таинства.

Имя этому обряду: покаяние с выходом!

Это только недалекие мирские люди думают, что с выходом может быть только танец-цыганочка. Невдомек им, что существует целое богословское понятие «покаяние с выходом к кафедре». В противоположность оному, покаяние «без выхода» считалось, как бы второсортным. Если человек впервые выражал перед Богом в молитве просьбу о прощении грехов, то сделать это надо было непременно в большом собрании, выйдя к кафедре и помолившись вслух. Если ты на свою беду каялся где-то без свидетелей, то тебе настоятельно рекомендовалось «засвидетельствовать» свое покаяние в собрании, т.е. помолиться второй раз (что всегда мне напоминало пересъемку неудавшегося дубля в кино).

Когда я стал уже служителем, не раз я удивлялся тому, что вышедшие к кафедре, похоже, совершенно не понимают, зачем они это делают. Некоторых вынудили «покаяться» докучливые бабушки (называемые в простонародье двуногими святыми духами), кому-то помстилось, что подобный выход к кафедре сулит исцеление от болезней или приобщение к недрам западной гуманитарной помощи. Кто-то шел «на авось» — дескать, хуже не будет, а вдруг да поможет…

Так один мой добрый знакомый (ныне уже служитель церкви) рассказывал, как он впервые переступил порог сектантского молитвенного дома.

Он просто проходил мимо и зашел в странное помещение из чистого любопытства. Богослужение уже подходило к концу, и проповеди он не услышал.

Но дом молитвы был переполнен. Люди стояли в проходах между рядами.

Пел хор. И мой знакомый (тогда еще, разумеется, незнакомый) решил подойти поближе к хору, чтобы лучше слышать.

Улыбчивые сектанты тут же, молча, расступились, одобрительно глядя на нового посетителя (они-то слышали проповедь, призывающую к покаянию). Кто-то услужливо взял моего знакомого под руку, подвел к кафедре и предложил, преклонив колени, повторить молитву покаяния.

А надо вам сказать, что знакомый мой от природы был человеком безотказным. Если хорошие люди просят, — отчего бы не сделать.

Он «помолился». Получил от пастора уверения в собственном спасении, Библию в подарок и приглашение заходить еще.

И он зашел еще… А потом еще… А покаялся по-настоящему только через год.

Поймите меня правильно: сам обряд вовсе не плох.

При желании можно найти и примеры в Библии, когда вера человека выражалась в том, что он подходил к проповедующему:

·         И стал Моисей в воротах стана и сказал: кто Господень, — ко мне! И собрались к нему все сыны Левиины. (Исх.32:26)

·         И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои. (Мар.1:5)

Говорят, что Чарльз Финней в 19 веке сделал массовой подобную практику «выхода к кафедре». Он считал (и, надо полагать, не без оснований), что человек должен открыто и смело исповедовать свою веру перед всеми. Поэтому он должен без стеснения подойти к кафедре и публично раскаяться в своих грехах. Эту же призывную методику перенял и гений современного благовестия Билли Грэм. Да и сам, я пользовался этой методикой неоднократно.

Повторюсь, обряд сам по себе неплох.

Но, во-первых, это далеко не единственный способ публично заявить о своей новой вере.

А во-вторых, плохо, что этот обряд в свое время почти повсеместно заменил собой подлинное библейское покаяние. Стал, по сути, его эквивалентом. Неважно во что человек верит, неважно, что он практически не кается в грехах. Важно, что он «вышел вперед к кафедре».

Сколько людей было обмануто, получив ложное свидетельство «о спасении» от служителей, поджидавших их у кафедры. Сколько из них, вернулись в мир греха и разуверились в действенности всякого рода покаяний. А сколько из них осталось в церкви, не имея подлинной сердечной веры, не получив истинного возрождения, ни разу всерьез не задумавшись о своих грехах.

Они уверены, что спасены, ибо когда-то «вышли к кафедре».

И где уж тут до слов апостола, сделавшихся девизом Реформации: «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился». (Еф.2:8,9)

Хвалимся! Еще как хвалимся своими делами — ноженьками своими, что вынесли нас вперед, пред церковные скамьи.

Вот ведь где настоящее обрядоверие притаилось! Гнать его надо. Но не поганой метлой. Сей род изгоняется только правильным благовестием, серьезной душепопечительской и пасторской работой, вкупе с молитвой и действием Духа Святого.

Так что, к сожалению, чем кумушек обрядоверно-православных считать-трудиться, не лучше ль на себя, кума-протестантская церковь, оборотиться? Так вопросим мы вслед за баснописцем, перестанем пенять на криворожее отражение в зеркале, да и разрушим еще один миф!

Павел Бегичев pavel_begichev 


Comments

( 67 комментариев — Оставить комментарий )
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
informex
23 мар, 2011 17:12 (UTC)
ай да молодца :)

Edited at 2011-03-23 20:12 (UTC)
zena_muza
23 мар, 2011 17:26 (UTC)
не в бровь, а в глаз :)
Leonty M. Zhidkov
23 мар, 2011 18:24 (UTC)
"Что сказать, ну что сказать... Устроены так люди!!!"
alexiy
23 мар, 2011 18:38 (UTC)
важно не только что писать, но и как...
pavel_begichev
24 мар, 2011 15:54 (UTC)
Это похвала или порицание?
(без темы) - alexiy - 24 мар, 2011 17:08 (UTC) - Развернуть
bright_ray
23 мар, 2011 19:19 (UTC)
какое искрамётное разрушение в этот раз +++
belcantante
23 мар, 2011 22:58 (UTC)
Интересно также, что эффективность проповеди измеряется количеством "покаявшихся душ". Поэтому к концу проповеди хороший проповедник начинает всячески шантажировать слушателей, рассказывая им ужастики о тех людях, которые отложили покаяние "на потом", но после собрания безвременно погибли. В некоторых церквях (особенно склоняющихся к нео50нической прелести) призывы к покаянию сопровождаются душераздирающими звуками музыкального орудия.
(без темы) - belcantante - 24 мар, 2011 16:25 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pavel_begichev - 24 мар, 2011 16:28 (UTC) - Развернуть
(без темы) - belcantante - 24 мар, 2011 16:31 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pavel_begichev - 24 мар, 2011 16:40 (UTC) - Развернуть
(без темы) - belcantante - 24 мар, 2011 16:40 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pavel_begichev - 24 мар, 2011 16:42 (UTC) - Развернуть
(без темы) - belcantante - 24 мар, 2011 16:44 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pavel_begichev - 24 мар, 2011 16:45 (UTC) - Развернуть
(без темы) - belcantante - 24 мар, 2011 16:47 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pavel_begichev - 24 мар, 2011 16:48 (UTC) - Развернуть
(без темы) - belcantante - 24 мар, 2011 16:49 (UTC) - Развернуть
(без темы) - insanemasha - 25 мар, 2011 05:56 (UTC) - Развернуть
kaupunkilainen
23 мар, 2011 23:34 (UTC)
"...и если ты молился этой молитвой первый раз, не открыв
От себя добавлю, что это был этакий ночной кошмар всех непокаявшихся ДВРов. Что-то неизбежно надвигающиеся что от тебя ждали твои баптистские родственники и прочие братья и сёстры. Что-то подобное, наверное, испытывают современные школьники, готовящиеся к ЕГЭ или поциенты, которым предстоит визит к зубному врачу.

Лет с 7 до 12, наверное, я каждое воскресенье в церкви с ужасом думал, что и мне когда-нибудь придётся перед всей церковью выйти вперёд и сказать очень правильные слова. Только у меня ещё была дилемма - я не представлял как бы покрасивее и подольше сделать текст молитвы вслух, ну, чтобы там побольше правильных слов было со списком грехов, с правильным церковным пафосом. И ещё я не знал как бы из себя слезу выдавить - ведь что это за покаяние без, если не всхлипований в микрофон, то по крайней мере дрожащего голоса. В общем надо было подготовиться к этому моменту основательно и сыграть, в смысле произнести всё правильно, как полагается настоящему грешнику, так как это делают кающиеся алкоголики и другие кардинально меняющие образ жизни нечестивцы.

На всё это ещё накладывалось гипертрофированная детская боязнь сцены, выступления с микрофоном и пристального внимания четырёх сотен глаз "уже бывалых".

И ещё, надо сказать, что покаяний у меня, как и бывает у многих ДВРов из многодетных баптистских семей, было штук так 5, последнее лет в 14. Дома, при одном только свидетеле.
Помню, моя бабушка, узнав об этом через несколько дней с осторожностью (ибо времена уже менялись) высказала предположение, что "хорошо бы теперь на собрании выйти, перед кафедрой...", но при этом было видно, что она мучима сомнениями насчёт целесообразности сего действа.


Но вместе с тем, хочу заметить, что и сейчас временами некоторых по ошибке записывают в спасённых. Такие неприятные прецеденты были и в моей церкви, Вы знаете какой. :(
insanemasha
24 мар, 2011 03:52 (UTC)
Андрей, ну почему ты не пишешь мемуаров? =) Я серьезно.
На самом деле, стоит, наверно задумываться и других приглашать задумываться о том, почему мы что-то делаем. И что вообще такое покаяние в баптистском понимании слова? Мне вот кажется, правильнее было бы так: чтобы в церкви у каждого был свой душепопечитель, который знает, что происходит с человеком. Пришел новый человек, с ним познакомился кто-то из служителей, пригласил его и его семью на обед, выяснил, что у него на душе, позванивает ему, сам делится своим духовным ростом. В какой-то момент человек расскажет ему, что хочет покаяться или покаялся. И единственным публичным составляющим будет его крещение. И опять же, о крещении нужно рассказать, но не давить. Это и будет свидетельством.
Я поняла, что нужно покаяться как-то "сама", хотя, думаю, это Дух Святой побудил, сделать это именно так, при всем честном народе - пресвитер уже заканчивал служение без призыва, а я встала и прошла и заявила... Правда, я неделю до этого ходила и страдала тем, что нельзя ускорить наступление Воскресенья. Что-то в роде "должно нам исполнить всякую правду" "ради немощных". Не знаю, просто надо было (в душе, не потому что родственники давили). Но вот крещение, там уже как-то не совсем хорошо получилось, сделала это, потому что было надо церкви. "Это написано в Библии, так что тебе мешает креститься?" Шла креститься с мыслями, а вдруг в баптистерии вода холодная... Не жалею, что крещена, сейчас-то понимаю всю важность, но тогда, почему 15-летнюю девочку уговаривали, непонятно...
Простите за простыню.
(без темы) - pavel_begichev - 24 мар, 2011 19:09 (UTC) - Развернуть
dmitry_tikhonov
24 мар, 2011 01:19 (UTC)
Респект, Павел. Как раз мой случай. Ибо покаяние моё, вот ведь незадача, приключилось мне ночью 22 мая 1996 года. Естественно, без свидетелей, ибо не на ночном молитвенном бдении сие произошло, а просто дома... Жена уже спала, а я читал. И вот, вздумалось Св. Духу именно в этот момент, возмутительно пренебрегши всяческими церковными нормами, ко мне в сердце заявиться и поставить тело мое многогрешное на колени!
Разумеется, в ближайшее же собрание в церкви я, выйдя вперед, о сем происшествии засвидетельствовал... но не все поверили — протокол не соблюден: а где слезы? а где сакральное "прости, Господи"? Сдается мне, некоторые бабушки (из тех, правда, что церковь нашу уже не посещают) и до сего дня считают меня "непокаяным", а потому явно засланным казачком вражьим, чтобы дело Божье порушить... не иначе.
pastor_mihail
24 мар, 2011 02:21 (UTC)
"При желании можно найти и примеры в Библии, когда вера человека выражалась в том, что он подходил к проповедующему:
· И стал Моисей в воротах стана и сказал: кто Господень, — ко мне! И собрались к нему все сыны Левиины. (Исх.32:26)"
- м-да, ну и пример, исходя из контекста =8)
уж лучше: "Итак выйдем к Нему за стан" (Евр.13:13)
pavel_begichev
24 мар, 2011 15:56 (UTC)
Ну а чего?
Верующие вышли вперед, неверующие погибли...
Нам этот текст Виктор Гамм приводил всерьез.
miketc
24 мар, 2011 04:12 (UTC)
Павел, думаю, мало кто через это не прошел. Слава Богу, что не "на кухне" можно говорить об этом. О! Сколька дров наломано было!
kindergod
24 мар, 2011 05:12 (UTC)
уху часто и давно об этом думаю

у нас правда с покаянием по проще

обычно если чел дома покаялся - просто просят выйти и засвидетельствовать что человек хочет идти с нами и искать Бога

порой просто спрашивают -чего вы хотите от Господа? Бывает исцеления - ну так молимся за исцеление... бывает как одна стестра сказала - Хочу служить Господу! да всяко бывает. Мы не ждем ни слез ни молитвы красочной, да и вообще молиться не заставляем - сами за человека молимся... Я кстати и сам - вышел к кафедре - без каких либо эмоций - это было хладнокровное запланированное решение - засвидетельствовать о нем и вышел - Я встретил Господа и хочу идти дальше. А покаяние в слезах (что мне не свойственно было - меняж парня всегда учили везде - чувства не для мужиков) - было после - ночью при молитве и чтении евангелия...

а список традиций и обрядов можно продолжать бесконечно. У нас еще проще с этим. в Больших церквиях отче наш в начале и в конце может только пресвитер помолиться. Правда как то слышал епископа который увещевал что бы не делали проблемы если кто забудет и помолиться из проповедников. А так да - если в конце пропведник забудет или не захочет молиться отче наш - некоторые сестры позволяют себе громко вопросить - а отче наш?

а уж с причастием. и хлеб сам спеки. и ноги омой. посуда отдельная. отдельные покрывала. и весь порядок - то раскрой, туда налей, такие слова скажи - все расписано было до запятой и гимнов и песен в это время то же. Я с одной стороны за то что бы относиться с благоговением. Но с другой стороны - чем по сложности отличается это служение у нас от православного? И каким образом его провести когда появиться желание где ни будь дома - в общении. впрочем вы о том писали уже как то - насчет священства ;))) Ну зато мы можем через это найти понимание у православных. это да %)

впрочем когда то я размышляя пришел к тому что порядок необходим, обряд сам по себе не плох. и даже наверное неизбежен. страшно когда он выхолащивается. когда он затмевает собой все остальное. начинает мешать а не помогать. создавать излишние сложности и затруднять служение. когда становиться деспотом над людьми.
kindergod
24 мар, 2011 05:16 (UTC)
порой доходило до абсурда

"А почему он без Библии вышел проповедовать?"

"Может ему Библию подарить?"

реакция когда человек проповедовал с мобильника, ноутбука, записки

сейчас уже привыкли наверное

я как то сам себя ловил - зачем я несу за кафедру библию если все с конспекта читаю а то и вовсе экспромтом говорю не собираясь ничего читать....
bugivu
24 мар, 2011 05:36 (UTC)
ну, не во всех протестантских церквях такое существует. Кто-то да понимает.
pavel_begichev
24 мар, 2011 15:57 (UTC)
А надо-то, чтобы все понимали...
(без темы) - bugivu - 24 мар, 2011 18:56 (UTC) - Развернуть
atapin
24 мар, 2011 07:05 (UTC)
вон сколько хвалебных комментариев, АЖ 15!
А что хвалить?
Давай, ломай, "мы наш мы новый мир построим"...
хм, что то знакомая песенка, а?

Я как раз из тех, кто покаялся "с выходом".
И случай не менее интересный приведенный автором.
Зашел в собрание денег попросить, (наверняка не я один такой был)
Ну и не правильно же просить, если на их сборище не присутствовал, а так вроде бы свой, вот мол в заде сидел, все видели.
Ну попросил, отказали, но пообещали спросить у кого то там, может и помогут. Просил кстати 1000 долларов, это 1997 год.
Сказали приди ещё раз, может кто то и откликнется на просьбу.
Пришел второй раз, так же честно отсидел в конце зала на последней лавке, "ворон считал".
Но и в этот раз отказали, правда сказали что какой то "брат" из америки приехал, там в гости к дочери ездил, может у него есть и он может быть сможет... , "приди ещё раз".
Ну пришел я в третий раз, как положено в начале собрания, что бы не сказали что мол вот просит а сам не был и на собрании.
Сижу, жду когда же все это кончится...
Но в конце собрания, мужик со сцены предложил выйти вперед и попросить у Бога о спасении, и что мол жизнь, та что ты живешь она совсем плоха, но Бог может все изменить.
И представляете, я поверил, а услышал то это ну мимолетно, в одно ухо.
Но поверил! В груди как бомба взорвалась, сердце бьётся как молот, аж вспотел весь.
Была со мной папка с документами, ну для оформления долга, я ложу её на лавку, где сидел. Народу тьма, зал человек на 400 и полон, да ещё начали петь чего то, все встали (тоже обряд?). И я начал свой самый длинный путь в своей жизни! Метров пятьдесят длинна зала, проход узкий да ещё и люди в нем. Я как бульдозер всех расталкиваю, но их сильно толкать не приходится, как только чувствуют что кто то сзади напирает, сразу расступаются и так пристально смотрят на меня.
Наконец я вышел в перед, и ноги подкосились, упал на пол, нет не на колени, на четвереньки и закричал как вроде умер кто у меня, кричу, плачу: Боже прости меня!... прости, прости!
Молитв то не знаю, не выучил ещё, как кстати и до сих пор кроме Отче наш, никакой не выучил, видимо не там жил?
Тут подошел ко мне какой то мужчина, уж не помню молился он возле меня или нет, мне не до того тогда было, но помню что он меня по плечу похлопал и подал руку, поднял на ноги.
Поздравил, я и не знал с чем, и подарил новый завет, синий такой, "Гидеон".
А кода я на зал обратился, все смотрели на меня и ВСЕ плакали и улыбались! Я никогда в жизни(мне 30 было на тот момент) не видел столько любви в глазах у людей, да ещё обращенных на меня, обращенных ко мне.
Позже, когда стал читать Библию, я сказал словами Иоанна: "мы познали любовь и уверовали в нее."
Я поверил слову человека и вышел в перед, и потом увидел любовь и поверил в неё.

Не думаю что традиции эта тема с которой нужно начинать.
Поломать мы всё быстро можем.

Попробуй созидать.


dmitry_tikhonov
24 мар, 2011 15:24 (UTC)
Денег-то дали как покаялся?
(без темы) - atapin - 24 мар, 2011 15:58 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pavel_begichev - 24 мар, 2011 15:58 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ermokhin - 24 мар, 2011 16:00 (UTC) - Развернуть
dwalger
24 мар, 2011 07:49 (UTC)
а мне стало после прочтения просто грустно. Некоторые мысли по ссылке...

ermokhin
24 мар, 2011 15:08 (UTC)
Я только через год понял, что в тот первый раз, в самое первое мое сектантское богослужение, когда я по просьбе добрых людей к сцене выходил и что-то там повторял - что это оказывается была моя молитва покаяния... :-)
А тыж смотри, таки подействовало! Тому минуло 20 лет...

Автору - спасибо за 10 минут удовольствия и облегчения...
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
( 67 комментариев — Оставить комментарий )

Latest Month

Сентябрь 2011
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner